- Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. описание метода
- История когнитивно-поведенческой психотерапии
- Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии
История когнитивно-поведенческой психотерапии
Кoгнитивно-поведенческая психотерапия была создана около 30 лет назад посредством успешной интеграции поведенческой психотерапии и когнитивной психотерапии.
- Поведенческая психотерапия
- Когнитивная психотерапия
- Когнитивно-поведенческая психотерапия
Первой была поведенческая психотерапия, она же бихевиоральная (английское слово behavior означает поведение, действие). Это произошло в 1950-х годах. Ее создателями являются Х. Айзенк, Д. Вольпе, И. Маркс. Основой для поведенческой психотерапии стала теория научения, разработанная Павловым, Уотсоном, Халлом, Скиннером.
Поведенческие психотерапевты сосредоточены в основном на наблюдении и анализе поведения человека в проблемной ситуации, пытаются определить какие воздействия окружающей среды влияют на это поведение. Цель психотерапии подавлять нежелательное поведение и развивать желательное конструктивное поведение таким образом, чтобы человек смог самостоятельно решать свои проблемы и лучше справляться с ними. Поведенческие (бихевиоральные) психотерапевты обычно не говорят со своими пациентами о диагнозах и заболеваниях, а обсуждают проблемы и эффективные либо неэффективные способы их решения.
Высокая эффективность поведенческой психотерапии экспериментально доказана научными исследованиями. При некоторых психических расстройствах, особенно при тревожных расстройствах (таких как агорафобия, паническое расстройство, oбcеccивно-компульсивное расстройство), при недержании мочи и нарушения поведения у детей, при расстройствах пищевого поведения или функциональных сексуальных расстройствах поведенческая психотерапия считается более эффективной, чем психодинамические формы психотерапии.
Когнитивная психотерапия возникла в 60-70-х гг. в США, ее создателями считают А.Т. Бека и А. Эллиса. Латинское слово сogito означает думать, cognition – знание или познание. Термином «когнитивный» обозначают процессы получения, обработки, оценки и хранения информации, полученной из внешней и внутренней окружающей среды. Вероятно, самым близким эквивалентом слова «познание» является термин «мышление», но сюда включены и такие высшие нейрокогнитивные функции, как внимание и память. Большая часть обработки информации происходит на бессознательном уровне, поэтому мы отличаем сознательные и бессознательные когнитивные процессы, в то время как понятие «бессознательное мышление» обычно не используется.
Подобно тому, как поведенческая психотерапия фокусируется на анализе и изменении поведения, когнитивная психотерапия направлена на анализ и модификацию мышления, идей, убеждений, представлений. Основным теоретическим основанием когнитивной психотерапии является тезис когнитивной психологии «Организм реагирует прежде всего не на свое окружение, но на мысленное представление своего окружения» (Mahoney, 1974). Это мнение можно найти уже в римской философской школе стоиков, представитель которой Эпиктет сказал: «Нас беспокоят не сами вещи, а наше представление о вещах».
Когнитивная психотерапия в своих терапевтических методах основывается на знаниях когнитивной психологии. Целью когнитивной психотерапии является анализ и изменение мышления пациента так, чтобы он осознал свои иррациональные, неадаптивные способы мышления и смог заменить их на рациональные, адаптивные способы. Эффективность когнитивной психотерапии сначала была научно подтверждена в отношении депрессивных расстройств. В последние десятилетия ее применение распространилось на другие психические нарушения – тревожные расстройства, расстройства личности, соматоформные расстройства, нарушения сна, бредовые и галлюцинаторные переживания при шизофрении.
В начале 1980-х гг. авторы А.А. Lazarus, О. Меiсhеnbaum, М. Маhоnеу попытались объединить оба психотерапевтических подхода в одно направление, которое сочетало бы в себе терапевтические процедуры обоих направлений, что позволило бы повысить эффективность психотерапии. Эта интеграция прошла успешно, и когнитивно-поведенческая психотерапия с тех пор превратилась в уважаемое психотерапевтическое направление с широким применением в лечении различных психических расстройств.
Основываясь на теории, получается, что причинами психологических проблем являются некорректные способы поведения и мышления. Ошибочные способы мышления и поведения усваиваются и поддерживаются узнаваемыми внешними и внутренними факторами. При успешной психотерапии пациент может отказаться от своих ошибочных способов поведения и мышления и обучиться новым, более подходящим, что позволит ему лучше решать проблемы.
Когнитивно-поведенческая психотерапия является одним из методов лечения тревожных расстройств, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, посттравматического стрессового расстройства, соматоформных расстройств, нарушений сна, сексуальной дисфункции, расстройств личности, может быть частью комплексной программы лечения и реабилитации более тяжелых психических расстройств, органических заболеваний головного мозга и различных соматических заболеваний.