- Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. описание метода
- История когнитивно-поведенческой психотерапии
- Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии
Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии
Основные характеристики когнитивно-поведенческой психотерапии
- С успехом используется при различных психических расстройствах
- Относительно краткосрочная и ограничена по времени
- Основывается на всесторонней теории происхождения и поддержания психических расстройств
- В основном директивная и высоко структурирована
- Отношения между психотерапевтом и пациентом построены на взаимном сотрудничестве
- Больше внимания уделяет факторам, поддерживающим текущие проблемы
- Психотерапевтическая работа направлена на выявление конкретных жизненных проблем
- В ходе психотерапии формулируются конкретные достижимые цели
- Является научно-обоснованным видом психотерапии, имеет обширную доказательную базу
Научно доказана эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии в лечении депрессивных расстройств, биполярного аффективного расстройства, панического расстройства, агорафобии, обсессивно-компульсивного расстройства, посттравматического стрессового расстройства, расстройств пищевого поведения, соматоформных расстройств, разного рода зависимостей, нарушений сна, сексуальных расстройств, расстройств личности, органических заболеваний головного мозга и психосоматических заболеваний.
Когнитивно-поведенческая психотерапия относительно краткосрочна и ограничена по времени. Психотерапия, как правило, длится несколько месяцев; в исключительных случаях дольше, чем один год. Количество сеансов варьирует от одного до 20, один сеанс, как правило, длится от 45 до 90 мин., частота сеансов в начале терапии составляет от одного до 2 раз в неделю, позднее - раз в 2 недели и до одного раза в месяц. Обычными являются поддерживающие сеансы один раз в 2 - 3 месяца. Психотерапия может проводится в амбулаторных условиях и в стационаре, как индивидуально, так и в группах, с парами и со всей семьей.
Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на теории научения и когнитивной психологии. Использование определённых терапевтических процедур всегда теоретически обосновано и опирается на детальный анализ конкретных проблем и потребностей каждого пациента. В ходе психотерапии собираются факты, свидетельствующие о частоте, продолжительности, степени тяжести негативных переживаний и проблемного поведения. Мысли и убеждения пациента расцениваем как гипотезы, чья реалистичность или ошибочность должна быть рассмотрена и проверена на практике. С помощью регулярных занятий пациент получает определенные навыки формирования конструктивного мышления, учится управлять внутренним состоянием, тренирует свои способности и развивает уверенность в себе.
Как общий процесс психотерапии, так и отдельные сеансы имеют предварительно структурированную программу, что позволяет наилучшим образом использовать отведенное время. Когнитивно-поведенческая психотерапия является директивной в том смысле, что ориентирована на конкретную проблему и достижение поставленных целей. Психотерапевт изначально более активен и берет на себя роль эксперта, но постепенно в процессе психотерапии его активность уменьшается, основная ответственность переносится на пациента. По мере продвижения пациент все успешнее справляться со своими проблемами и перестает нуждаться в психотерапевте.
Основой психотерапевтических отношений в когнитивно-поведенческой психотерапии является открытое активное сотрудничество. Психотерапевт предоставляет пациенту необходимую информацию, объясняет ему смысл каждого терапевтического процесса. Психотерапевт является эмпатичным, чутким и принимающим. Он использует только знакомые для пациента понятия, не пытается манипулировать, не говорит ничего, кроме того, о чем действительно думает. От пациента психотерапевт ожидает, что тот будет активно пытаться решить свои проблемы, открыто говорить и записывать свои мысли, эмоции и переживания, будет готов попробовать новые способы мышления и поведения, даже при временном повышение эмоционального дискомфорта.
По сравнению с психодинамическими направлениями психотерапии, при когнитивно-поведенческой психотерапии меньше сосредоточенность на давних причинах проблемы. Для проблем, которые длятся длительное временя, определение их первоначальных причин всегда спекулятивное, возможные гипотезы в этом направлении трудно проверить. В отличие от этого актуальны существующие факторы, которые поддерживают эту проблему. Например, поведение избегания при агорафобии или дисфункциональное убеждение «Никто не может меня любить», можно детально проанализировать, гипотезы об их влиянии можно проверить эмпирически.
Для когнитивно-поведенческой психотерапии характерно то, что она направлена на выявление конкретных жизненных трудностей пациентов. Психотерапевт стремится к точному определению проблемы с точки зрения поведения, мыслей, представлений и убеждений пациента в конкретных ситуациях. Диагностические категории психических расстройств используются, но считаются слишком общими для раскрытия особенностей проблем каждого конкретного пациента. Например, проблема пациента определяется не как агорафобия, а более конкретно, как неспособность выйти из дома в одиночку далее, чем на 50 метров и не более чем на 5 мин.
При формулировке целей психотерапии так же, как при формулировке проблемы, существует стремление сделать их конкретными, функциональными, практичными, чтобы была возможность определить, были или не были они достигнуты. Например, не является подходящей целью психотерапии установка «вылечить агорафобию», но как одну из целей возможно установить: «Я буду в состоянии ходить один за покупками в супермаркет раз в день». Используемые терапевтические методы являются не самоцелью, а средством для достижения определенной цели, которую пациент и терапевт согласовали заранее.
Когнитивно-поведенческая психотерапия избегает мистики, спекуляции и непонятной терминологии, а также она опираться на конкретные факты и критически их исследует. Ее значительным преимуществом является доказанная эффективность психотерапии, проверенная на больших группах пациентов с последующим многолетним мониторингом состояния. Сила, но иногда и слабость когнитивно-поведенческой психотерапии в том, что она пытается приблизить психотерапию к науке и отдаляет ее от искусства и философии.