- Поведенческие техники
- Систематическая десенсибилизация
- Составление распорядка дня
- Градуированные задания
- ОКР
Градуированные задания
Обычно после успешного выполнения серии заданий у депрессивных пациентов отмечается некоторое (пусть даже кратковременное) повышение настроения и мотивации. Пациент чувствует, что он в состоянии справиться и с более сложными заданиями — конечно, при условии преодоления присущей ему склонности умалять свои достижения.
Пример градуированных заданий описан Голдфридом (в одном из писем, 1974), самостоятельно открывшим эту технику. « Исходя из предположения, что депрессия возникла как результат ее (пациентки) мнимой неспособности контролировать свое жизненное пространство, я поручил ей выполнить ряд конкретных заданий (заправить утром постель, одеться, убраться в комнатах), чтобы показать, что на самом деле она вполне способна контролировать окружающий ее мир. Когда она научилась справляться с этими простейшими заданиями, я поручил ей более сложные вещи. Важным моментом в терапии было то, что я постоянно заставлял ее «отступать на шаг», чтобы оценить результаты и понять, какие изменения произошли в ее жизни вследствие этих стараний. »
Техника градуированных заданий состоит из следующих ключевых моментов.
- Определение проблемы (таковой может быть, например, убежденность пациента в том, что он не способен достигнуть жизненно важных целей).
- Разработка проекта. Ступенчатая организация заданий (или занятий) от простых к более сложным.
- Выполняя конкретное задание, пациент видит, что может достичь поставленной цели, тем самым опровергается его убежденность в собственной недееспособности.
- Выяснение и обсуждение сомнений пациента, преодоление скепсиса и склонности к умалению своих достижений.
- Терапевт побуждает пациента к реалистической, объективной оценке результатов.
- Постоянный акцент на том, что пациент достиг поставленной цели благодаря своим стараниям и умениям.
- Разработка новых, более сложных заданий.
А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери